Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на обучение по обновлённым ФГОС
Требования к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Приоритетным направлением нового федерального образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала основного общего образования, в связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. Обновлённые ФГОС, также, обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценностно-научное воспитание. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому, на современном этапе развития системы образования, возникает потребность организации психологопедагогического сопровождения на каждом уровне образовательной организации.
Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Психолого-педагогическое сопровождение традиционно охватывает всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.
Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;
- сопровождение и систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
- формирование, повышение или укрепление компетентного подхода в вопросах обучения, воспитания и развития обучающихся у педагогов и родителей
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.